Решаем вместе
Не смогли записаться к врачу?

Мы в соцсетях

 

 



Медицинская газета № 33 (7751) — материал Первопроходцы. Чтобы быть допущенными к аккредитационному экзамену, каждому врачу придётся заботиться о ежегодном накоплении не менее 50 зачётных единиц — ЗЕТ

В Медицинской газете № 33 (7751) опубликован материал «Первопроходцы. Чтобы быть допущенными к аккредитационному экзамену, каждому врачу придётся заботиться о ежегодном накоплении не менее 50 зачётных единиц — ЗЕТ»

С 1 января этого года для врачей всех специальностей изменился порядок повышения квалификации — отрасль вступила в систему непрерывного медицинского образования (НМО). И почти сразу во врачебном сообществе зазвучали предложения вернуться к старой модели. Мотивы разные: одним трудно воспользоваться сервисами НМО, на которых теперь должны быть зарегистрированы все врачи. Другие озабочены этическим несоответствием между образовательными целями и средствами для их достижения. В частности, их беспокоит вопрос о качестве обучения, ведь при известной ангажированности научно-практических конференций фармацевтическими компаниями есть опасение, что «учителями» российских врачей станут преимущественно производители лекарств… Кто-то видит в НМО коммерческую подоплёку, дескать, «повышение квалификации врачей хотят сделать платным». Однако в официальных документах нет и намёка на такую метаморфозу.
Масло в огонь подливают и некоторые депутаты Государственной Думы РФ — они предлагают вернуться к интернатуре. Вот логика их рассуждений: врач хотя и долго учится — 6 лет, но из-за огромного объёма информации в студенческие годы ему нелегко выбрать траекторию собственных профессиональных интересов. Изменить её через несколько лет после обучения в ординатуре, или работая участковым терапевтом/педиатром, становится невозможно…

Мнения разные, мы решили разобраться, а есть ли у медицинского сообщества основания для беспокойства по поводу изменений в системе повышения квалификации врачей при смене вектора с «цикличности» процесса обучения на его «непрерывность»?

За системой НМО — будущее

Как и в любом деле, многое зависит от поддержки руководства отрасли. Вот что сказала на Совете при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

— Основной движущей силой развития отрасли являются медицинские работники,— заявила она.— Поэтому постоянное внимание уделяется удовлетворению реальной потребности населения каждого региона во врачах разного профиля и среднем медицинском персонале. Улучшается обеспеченность кадрами через обновлённый механизм целевой подготовки специалистов, эффективность которой в 2016 г. приблизилась уже к 90%.

Повышение квалификации медицинских работников В. Скворцова выводит в приоритетные задачи развития отрасли. В настоящее время Минздравом России совместно с Национальной медицинской палатой разработаны и утверждены профессиональные стандарты по базовым медицинским дисциплинам. Все профессиональные стандарты для врачей-специалистов и среднего персонала будут приняты к 2019 г. В течение 6 месяцев с момента их принятия полностью актуализируются образовательные стандарты и программы.

Кроме того, министр напомнила, что в 2016 г. завершилось создание Национального регистра врачей, а также Единого портала непрерывного повышения квалификации врачей, которые отражают индивидуальную траекторию профессионального развития каждого врача. Все врачи страны войдут в эту систему до конца 2021 г.

Большие надежды Вероника Игоревна возлагает на новый механизм допуска к профессиональной медицинской деятельности — через проведение аккредитации специалиста профессиональным сообществом по международному стандарту. В 2016 г. поэтапный ввод аккредитации уже начался, и допуск медицинских специалистов к профессиональной деятельности скоро будет осуществляться через этот механизм.

То есть никакого разворота не предполагается, наоборот, система будет развиваться и укрепляться.

Недостатки НМО сильно преувеличены

— Честно говоря, многие врачи надеются, что непрерывное медицинское образование в такой форме отменят,— вступает в разговор заместитель директора Московского областного научно-исследовательского клинического института им.

М.Ф. Влади мирского по учебной работе, декан факультета усовершенствования врачей, профессор Оксана Александрова.— Но этого точно не произойдёт.

Все врачи, которые получили сертификат до 1 января 2016 г., останутся пока в прежней системе и будут проходить повышение квалификации по прежней модели. Первопроходцами станут

коллеги, которые сдали сертификационный экзамен после января 2016 г. Именно они первыми вступят в систему НМО. Ровно через 5 лет им предстоит пройти аккредитацию. И чтобы быть допущенными каккредитационному экзамену, за это время им надо набрать 250 баллов и подготовить портфолио.

Все вузы сейчас участвуют в разработке образовательных программ и мероприятий, которые будут зафиксированы в системе НМО. Каждой программе и мероприятию будет присвоено определённое количество баллов. Учёт и контроль за обучением ведётся в электронном виде. Иными словами, все привычные документы, которые раньше выдавались после каждого усовершенствования, утратят актуальность. Контроль за повышением квалификации будет осуществляться через «личный кабинет».— Критика, которая порой звучит в адрес НМО, вряд ли может считаться объективной,— полагает О. Александрова.— Думаю, многие ещё не разобрались, какой смысл заложен в нововведениях, и поэтому недостатки НМО сильно преувеличены.

Скажем, такая тема для домыслов: реформирование придумано, чтобы заставить врачей платить за повышение квалификации. По наблюдениям нашей собеседницы, представители этой группы противников реформы не знакомы даже с основными её положениями. В нормативных документах чётко определён источник финансирования НМО — средства ОМС из нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС. Другой вопрос, хватит или нет имеющихся денег, чтобы покрыть все затраты, это покажет время. Нормативными актами предусмотрена возможность финансирования данных мероприятий из бюджета, а также и по договору с юридическими и физическими лицами.

Иное дело, что ещё не все врачи хотят принимать активное участие в НМО. Кто-то в силу своего характера откладывает обучение «на потом». Есть и такие, кто не спешит воспользоваться возможностью повысить квалификацию, поскольку не очень хорошо владеет компьютером. Кто-то по старинке надеется, что о его усовершенствовании позаботится работодатель. Но правила поменялись — забота о повышении квалификации становится зоной ответственности каждого врача.

Сейчас работодатель обязан направить работника на обучение, но не подбирать каждому курсы для учёбы. Главному врачу остаётся только осуществлять планирование: на время ухода кого-то из сотрудников на учёбу обеспечить ему замену. Ропот среди врачей, видимо, можно объяснить лишь отсутствием опыта обучения по новой системе — прецедентов просто пока ещё не было…

Впрочем, врачи-судебно-медицинские эксперты стали одними из первых, кто сумел организовать научно-практические конференции и образовательные программы, соответствующие стандартам НМО,— приводит убедительный пример «прецедента» Оксана Юрьевна.— Не могу не отметить, что Ассоциация судебно-медицинских экспертов очень уверенно идёт в фарватере нынешних образовательных новаций, сказывается большой организаторский опыт профессора Владимира Клевно — её президента, заведующего кафедрой судебной медицины факультета усовершенствования врачей МОНИКИ им. М.Ф. Влади-мирского. Владимир Александрович, являясь главным специалистом по судебно-медицинской экспертизе Министерства

здравоохранения Московской области, полностью владеет ситуацией и точно знает статус образовательного периода буквально каждого из судебных медиков Подмосковья. Именно прозрачный график повышения квалификации всех судебных медиков Московской области даёт возможность возглавляемой им кафедре прогнозировать образовательные программы и мероприятия системе НМО.
Правда, и процедура организации обучающих мероприятий для судебно-медицинских экспертов чуть проще — врачи этой специальности могут обучаться за счёт бюджета, а не средств ОМС. А это значит, что механизм финансирования таких учебных мероприятий не изменился. Но как бы то ни было, график их мероприятий сформирован уже с учётом новых реалий.

Новая система лучше

— Я не считаю, что новая система хуже существовавшей ранее, -делится своими соображениями профессор В. Клевно.— Она принципиально лучше. Давайте разбираться. Для наглядности предлагаю рассмотреть принципы, заложенные в системе НМО, на примере обучения врачей-су-дебно-медицинских экспертов. В Бюро судебно-медицинской экспертизы мы стали отрабатывать систему НМО задолго до того, как вышел приказ Минздрава России, обязывающий каждого врача получать баллы/ кредиты. Ещё в 2015 г. некоммерческая профессиональная организация — Ассоциация СМЭ -проводила конференции, которые были аккредитованы Советом по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. То есть я хочу сказать, что эти принципы мы опробовали в собственном «пилотном» проекте и уже имеем вполне репрезентативные наблюдения.
Итак, врачи, которые последний раз сертификат специалиста получили после 1 января 2016 г., уже вступили в новую систему НМО. И по её правилам теперь они должны ежегодно набирать по 50 зачётных единиц. Сюда входят 36 часов кафедральных занятий, которые могут быть лек-
циями и семинарами, а 14 часов отводится на участие в научно-практических конференциях, симпозиумах, мастер-классах. Чтобы обеспечить этот необходимый объём своим специалистам, Ассоциация СМЭ подготовила собственную программу, разработав алгоритм проведения обучающих мероприятий.

Уточним: допуск к участию в процессе НМО имеют три субъекта. Первый — медицинская организация, которая направляет врачей-курсантов для прохождения циклов усовершенствования.

Второй — образовательная организация. В нашем случае -кафедра судебной медицины МОНИКИ (задача кафедры -разработать программы для проведения 36-часовых циклов усовершенствования. С уверенностью могу сказать: мы с этой задачей справляемся).

И третий участник НМО — медицинские профильные сообщества. В нашем случае это Ассоциация судебно-медицинских экспертов (в текущем году ассоциация проведёт цикл научно-образовательных мероприятий, участие в которых обеспечит нашим специалистам возможность накопить по 14 ЗЕТ, баллов-кредитов).

Надо понимать, что не у всех врачей есть возможность посетить запланированные нами мероприятия в означенные сроки. Какой же выход для них? Оптимальный вариант — обучение посредством прохождения электронных модулей.

По нашему профилю мы разработали и утвердили 14 модулей, все они уже размещены на портале НМО. Врач — судебно-медицинский эксперт из любого региона Российской Федерации, зарегистрировавшись на портале НМО, сможет открыть любой из модулей и осваивать его материал в удобное для себя время. К формированию модулей были привлечены преподаватели кафедры судебной медицины и эксперты нашего бюро.

При проведении пилотного проекта нам было важно понять и принцип накопления зачётных баллов, которые будут необходимы для предъявления при прохождении аккредитации. Поразмышляв, мы пришли к выводу: наличие у врача индивидуальной карточки со штрих-кодом поможет оптимизировать учёт посещаемости обучающих мероприятий и одновременно облегчит процесс интеграции в систему НМО. Теперь каждый член нашей ассоциации является владельцем такой карты.

У всех участников наших обучающих мероприятий была возможность понять принцип накопления баллов — их количество фиксируется на именных пластиковых карточках, что оказалось очень наглядно.

Но полученные баллы должны быть подтверждены соответствующим сертификатом. Право выдавать такие сертификаты определяется Координационным советом по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. Если обучающее мероприятие было там аккредитовано, то каждому из врачей-участников по окончании учёбы вручаются сертификаты, подтверждающие получение того количества баллов, которое совет присудил проведённому мероприятию. Скажем, совет оценил нашу большую многодневную научно-практическую конференцию в 15 баллов, значит, посетившие её врачи смогут получить по 15 баллов, и это будет подтверждено соответствующим сертификатом. Наши сертификаты подписаны первым заместителем министра здравоохранения РФ Игорем Каграманяном, президентом Национальной медицинской палаты профессором Леонидом Рошалем и президентом Ассоциации СМЭ В. Клевно.

Думаю, не лишним будет уточнение, что сертификат необходим для формирования персонального портфолио. Врач, накопивший за 5 лет 250 подтверждённых баллов, считается подготовленным для прохождения аккредитации и получения допуска к профессиональной медицинской деятельности.

— Могу сказать, что во время проведения нашего «пилотного» проекта врачи, которые посетили все мероприятия Ассоциации СМЭ, за год накопили по 51 ЗЕТ.

Так что, по нашим наблюдениям, обязательный план, заданный системой НМО по ежегодному набору 50 подтверждённых сертификатами баллов, реален, -подытожил В. Клевно.— Кстати, пополняющие ряды новые члены Ассоциации СМЭ уже при регистрации на нашем обучающем мероприятии автоматически зачисляются в базу данных с фиксацией количества зачётных единиц.

Дискретным методом

О возможностях дискретного метода обучения рассказал доцент кафедры судебной медицины МОНИКИ им М.Ф. Владимирского Сергей Кучук.

— В рамках НМО у нас на кафедре начинается 36-часовой учебный цикл,— продолжил он беседу,— в этом году усовершенствование по новой программе будут проходить 55 врачей, которые получали сертификат в прошлом году, то есть уже вступившие в программу НМО. На первую часть цикла приглашены 29 специалистов, а оставшиеся будут обучаться в ноябре. Мы видим огромные преимущества системы НМО, например в возможности рационально распоряжаться рабочим временем: при использовании дискретного метода наши врачи могут управлять своим графиком и временными ресурсами более эффективно. Новые программы сформированы таким образом, чтобы раз в два месяца, по средам, специалист мог уделить внимание собственному образованию, посетив курс лекций на кафедре.

Кстати,— добавил С. Кучу к, -все желающие врачи Московской области могут посещать наши лекции — милости просим на нашу кафедру. Думаю, читателям «МГ» полезно будет узнать, что наш курс посвящён современным возможностям судебно-медицинской экспертизы, в частности в травматологии. Цикл лекций на нашей кафедре прочтёт признанный специалист в этой области -профессор В. Клевно. К примеру, мы будем рассматривать закрытые тупые травмы грудной клетки, диагностику механизмов их причинения и другие темы, информацию о которых всегда можно узнать на нашем сайте. Занятия рассчитаны на 6 часов: 2 часа отводится теории и 4 часа — семинарским занятиям для отработки практических навыков.

Заинтересованному врачу достаточно зарегистрироваться на портале НМО. Затем в появившемся «личном кабинете» специалиста в разделе «Общая информация» врачу нужно выбрать раздел «Индивидуальные пятилетние планы» по своей специальности. Далее следует заполнить заявление о вступлении в пятилетний цикл обучения и приложить копии документов, которые будут перечислены в открывшейся форме. А далее нужно будет приезжать на лекции, расписание которых есть на сайте кафедры.

НМО — курс на повышение личной ответственности

— Я думаю, не все врачи ещё осознали, что надо включаться в большую работу,— делится своими наблюдениями О. Александрова.— Но надо понимать, что это не просто смена одной бумажки на другую, это переход к новой системе, в том числе и новых взаимоотношений в здравоохранении. Например, если сейчас гражданско-правовые отношения в отрасли построены так, что за вред, причинённый жизни и здоровью пациента в результате медицинского вмешательства, отвечает юридическое лицо — медицинская организация, то в дальнейшем врач, прошедший аккредитацию, будет застрахован в системе профессионального страхования и ему предстоит нести личную, в том числе финансовую, ответственность за неправильные действия и допущенные ошибки при лечении пациентов.

Мы десятки лет работали в другой модели, когда врач один раз в 5 лет приезжал на выбранный руководством образовательный цикл. Но, прямо скажем, подобный подход работал слабо. Новая система НМО имеет гораздо больше шансов настроить коллег на серьёзное отношение к учёбе. Её главный принцип базируется на стимулировании специалиста к постоянному самоконтролю и повышению уровня своего образования. Эта новая система координат подразумевает непрерывность и индивидуальный подход. Безусловно, какие-то лазейки со временем откроются и в НМО. Но врач, желающий продолжать свою профессиональную деятельность, будет вынужден прорабатывать собственные проблемные зоны и повышать квалификацию. А это значит, он станет осознанно выбирать те образовательные программы и мероприятия, которые будут способствовать его профессиональному росту.
С чего врачу следует начать? С того, что он должен завести личный кабинет на портале НМО, выбрать нужную образовательную программу, распечатать заявку и принести её на утверждение главному врачу. Работодатель суммирует поступившие от врачей заявки и направит их в орган управления здравоохранением. Получив необходимое согласование, руководитель заключит договор с выбранной образовательной организацией.
Существует риск, что часть не очень активных коллег через 5 лет не смогут набрать необходимое количество баллов. Поэтому предполагается, что целесообразно давать 2 дополнительных месяца перед аккредитацией, чтобы можно было подчистить «хвосты». Но пока такое решение только прорабатывается,— профессор О. Александрова не стала напрасно обнадёживать тех врачей, которые пока не прониклись доверием к системе НМО.
Алексей ПАПЫРИН, обозреватель «МГ».


Алексей ПАПЫРИН, обозреватель. «МГ».
Москва.
Фото Александра ХУДАСОВА.

Аккредитация

Ремонт