Решаем вместе
Не смогли записаться к врачу?

Мы в соцсетях

 

 


Пути снижения смертности от ДТП в Московской области
 

09 декабря 2015 г. на базе ГБУЗ МО МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского прошла научно-практическая конференция «Совершенствование медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Пути снижения смертности», где были рассмотрены меры, направленные на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» в части поиска путей снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий.

6 зачетных единиц (кредитов)

Научно-практическая конференция «Пути снижения смертности от ДТП в Московской области» аккредитована Координационным советом по развитию НМО и ФО при Минздраве РФ с присвоением 6 зачетных единиц (кредитов).


Инициатором проведения конференции стали Министерство здравоохранения МО и Ассоциация СМЭ, пригласившие к участию в работе представителей УГИБДД ГУ МВД России по Московской области и профильных врачей. По сведениям организаторов, мероприятие объединило 458 специалистов разного профиля, 282 из которых ‒ судебно-медицинские эксперты, 100 травматологи-ортопеды, 38 ‒ врачи скорой помощи, несколько нейрохирургов, хирургов, главных врачей, заместителей главных врачей и терапевтов.


Рис. 1. В президиуме конференции: В.В. Шичанин, В.А. Зазулин, А.В. Сучков, В.А. Севостьянов, В.А. Клевно, К.Б. Герцев, В.П. Волошин, П.А. Иванов, В.И. Тарасов

В ходе анализа текущей ситуации участники сосредоточились на выявлении основных факторов, влияющих на показатели смертности от ДТП. Опираясь на статистические данные, полученные из разных источников, специалисты, пришли к выводу о наличии трех основных причин смертельных исходов при дорожно-транспортных происшествиях:
1. Увеличение количества ДТП с пострадавшими.
2. Высокая степень тяжести травматических повреждений.
3. Несвоевременность оказания первой помощи на месте ДТП.


Рис. 2. Заведующий отделом первичной медицинской помощи Министерства здравоохранения Московской области А.В. Сучков

По данным ГБУЗ МО «Бюро судебно-медицинской экспертизы», за 10 месяцев 2015 года в результате ДТП на территории региона погибли 1125 человек, из них до прибытия скорой медицинской помощи ‒ 789 человек (70,1% от общего числа). Как отметили и главный врач станции скорой медицинской помощи Красногорского района ШИЧАНИН В.В., и профессор НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ИВАНОВ П.А., оперативность оказания первой помощи пострадавшим в ДТП зачастую предопределяет медицинский прогноз и влияет на исход для пострадавших. Таким образом специалисты подчеркнули важность понятия «золотой час» ‒ драгоценного времени с момента получения травмы, при адекватном использовании которого вдвое (!) повышается шанс выжить людям, попавшим в ДТП.


Рис. 3. Главный внештатный специалист МЗ МО по скорой медицинской помощи В.В. Шичанин

Между тем, анализ показал, что менее, чем в 2% случаев сотрудники ГИБДД (МЧС, дорожных служб, полиции, водители общественного транспорта и др.) пытались оказывать первую помощь до прибытия бригад СМП. Это означает, что в подавляющем большинстве случаев в первые минуты после ДТП пострадавшие остаются без необходимой помощи. В этой связи заместитель министра здравоохранения Московской области ГЕРЦЕВ К.Б. подчеркнул, что в целях снижения показателей смертности пострадавших при ДТП, министерством был разработан план по обучению навыкам оказания первой помощи сотрудников ГИБДД и других лиц, не имеющих медицинского образования, но обязанных оказывать первую помощь в соответствии со ст. 31 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В частности, за период с 2009 по 2014 год обучено 970 сотрудников УГИБДД и 549 ‒ МЧС, уточнил заместитель министра. Однако в рамках мониторинга, который был организован министерством в период с 1 июля по 1 октября 2015, выяснилось, что из 3343 выездов для оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях только в 25 случаях сотрудники ГИБДД пытались оказывать первую помощь до прибытия бригад СМП – а это меньше одного процента (0,7%).


Рис. 4. Заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Московской области полковник полиции В.А. Севостьянов

В рамках конференции эта тема получила развитие в докладе полковника полиции, заместителя начальника УГИБДД ГУ МВД России по Московской области СЕВОСТЬЯНОВА В.А., предложившего обсудить проблемные вопросы организации взаимодействия службы госавтоиспекции и медицинских организаций в снижении смертности от дорожно-транспортных происшествий по Московской области.
Оценивая проблемы оказания скорой медицинской помощи, специалисты отметили заметное повышение оперативности работы бригад СМП при ДТП. По результатам мониторинга, за десять месяцев 2015 года время прибытия бригад к месту происшествия в 95,7% случаев составило менее 20 минут2014 году было 86,6%).
По единодушному мнению участников конференции, понятие «золотого часа» должно стать ключевым не только для бригад скорой помощи, но и для всех служб, которые по роду деятельности вовлечены в устранение тяжести последствий ДТП.


Рис. 5. Заместитель начальника ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» по организационно-методической работе С.А. Кучук

Из полученной статистики по исследуемому периоду следует, что на этапе оказания медицинской помощи бригадами СМП и при медицинской эвакуации умерли 14 человек (1,2%). В этой связи заместитель начальника по оргметодработе областного бюро СМЭ КУЧУК С.А. подчеркнул, что смертность от ДТП является медицинским показателем лишь в части умерших в медицинской организации и машине скорой помощи, а эти случаи, по оценке эксперта, составляют менее 1/3 всех смертельных исходов в результате ДТП.
Пояснив логику корректного формирования статистики по смертельным случаям ДТП, эксперт привел данные ГБУЗ МО «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по рассматриваемому периоду, уточнив, что в течение 1-го часа скончались 59 человек;
2−6 часов35 человек,
7−12 часов ‒16 человек,
13−24 часов50 человек.
То есть за первые сутки от момента травмы скончались 160 человек (55,2%).
Во время лечения в медицинских организациях в период от 2-х до 7 суток скончались 59 человек; 8−15 суток40 человек; 16−30 суток16 человек, сообщил Кучук С.А., акцентируя внимание собравшихся на необходимости различать медицинские показатели летальности в результате ДТП и общие показатели смертности от дорожно-транспортных происшествий (полную версию доклада см. в приложении).
Ссылаясь на результаты проведенного ретроспективного анализа историй болезни погибших при ДТП, Герцев К.Б. подтвердил, что абсолютное большинство смертельных исходов при ДТП обусловлено несовместимыми с жизнью тяжелыми сочетанными повреждениями. Эти же наблюдения подтверждают исследования, проведенные в ГБУЗ НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, по результатам которых установлено, что в 80% случаев смерть наступает в течение первых трех часов после ДТП. Как правило, из-за тяжелых сочетанных травм, – о чем свидетельствует время наступления смерти в медицинской организации.
Обращая внимание участников конференции на то, что именно показатель больничной летальности отражает процент умерших от ДТП, заместитель министра отметил, что по имеющимся данным, за рассматриваемый период это 5,1% от общего числа госпитализированных пострадавших
Напомним: целевой показатель государственной программы «Здравоохранение Подмосковья» на 2015 год ‒ 5,2%. (Прим. ред.).


Рис. 6. Главный внештатный ортопед-травматолог МЗ МО В.П. Волошин

Приглашенные на конференцию врачи-клиницисты рассказали коллегам о существующем положении дел в их службах и внесли предложения по совершенствованию оказания медицинской помощи при ДТП в МО. В частности, результаты анализа работы травматологических центров на территории Московской области представил главный ортопед-травматолог МЗ МО, руководитель отделения ортопедии и травматологии ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского ВОЛОШИН В.П. Он указал на сильные и слабые стороны каждого из 15-ти медицинских округов области и внес конкретные предложения, отметив при этом, что полностью решить проблему с травматизмом в области можно только комплексно.


Рис. 7. Главный внештатный детский ортопед-травматолог МЗ МО В.И. Тарасов

Важную тему поднял главный детский ортопед-травматолог МЗ МО ТАРАСОВ В.И. Представляя региональную модель оказания лечебно-эвакуационной помощи детям, пострадавшим в ДТП, он предложил создать новую «дорожную карту», исходя из специфики детского травматизма и необходимости учитывать понятие «золотого часа». Он считает целесообразным ввести в обучающие программы ВУЗов обязательные циклы по детской травматологии и организовать курсы повышения квалификации врачей-специалистов по оказанию помощи детям. Тарасов В.И. видит острую необходимость в создании областных специализированных центров детской травматологии и формировании единой системы оповещения.
Врач судебно-медицинский эксперт организационно-методического отдела ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» ЛЫСЕНКО О.В. представил коллегам результаты тематической проверки актов судебно-медицинского исследования трупов и заключений эксперта в случаях смерти от дорожно-транспортных происшествий (полный текст читайте в приложении).
Заведующий Звенигородским судебно-медицинским отделением СОЛОВЬЕВ А.Е. и заведующий Одинцовским судебно-медицинским отделением ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», главный внештатный специалист по судебно-медицинской экспертизе в медицинском округе № 10 ЗВЕГИНЦЕВ Е.А. проанализировали данные, полученные в ходе мониторинга смертности в результате дорожно-транспортных происшествий по своим отделениям и в 10-м медицинском округе (данные см. в приложении)
Клиницисты, имеющие обширную практику лечения пострадавших в ДТП: КАЛЕКСКИЙ В.О. (НИИ СП им. Н.В. Склифосовского), ЕРЕМИН А.В., КИСЕЛЕВ А.М. и ШЕВЫРЕВ К.В. (ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского) поделились с судебно-медицинскими экспертами ценной информацией по ошибкам и осложнениям, которые могут возникать при лечении травм и повреждений, полученных вследствие дорожных происшествий.
В свою очередь, врач судебно-медицинский эксперт ГРИГОРЬЕВА Е.Н. подготовила важную для клиницистов информацию по оценке вреда здоровью, вызванного преступлениями (ч. 1,2 ст. 264 УК РФ) и административными правонарушениями (ч.1,2 ст. 12.24 и ч.2 ст. 12.30 КоАП РФ) в результате дорожно-транспортных происшествий, совершенных в Московской области.


Рис. 8. Начальник ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» В.А. Клевно

Современные возможности судебно-медицинской экспертизы в случаях дорожно-транспортных происшествий представил начальник ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» КЛЕВНО В.А., ознакомив участников конференции с актуальными главами своей переизданной монографии «Морфология и механика разрушения ребер: судебно-медицинская диагностика механизмов, последовательности, прижизненности и давности переломов».


Рис. 9. Заместитель начальника ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» по экспертной работе В.А. Зазулин

Проводя сравнительный анализ смертельных исходов в результате дорожно-транспортных происшествий, заместитель начальника областного бюро СМЭ ЗАЗУЛИН В.А. привел данные бюро за минувшее десятилетие, которые свидетельствуют о том, что на территории Московской области в 2014 году отмечено снижение числа смертельных исходов в ДТП до 50,98% по сравнению с 2003 годом.


Рис. 10. Смертельные исходы в результате ДТП в Московской области по месту регистрации за 9 месяцев 2014 и 2015 годов


Смертность от ДТП жителей Московской области на 100 тыс. населения за 9 мес. 2014 года составила – 15 (-8,6), в 2015 году – 10,8 (-8,7).


Рис. 11. Данные по смертельным исходам в результате ДТП из Мособлстата, ГБДД Московской области и Бюро СМЭ

Вызывает недоумение несоответствие (в 2 раза!) данных Мособлстата с данными ГБДД и Бюро СМЭ, а также расхождение данных ГБДД и бюро. Комментируя разницу статистических данных по смертельным случаям ДТП в разных источниках, Кучук С.А., отметил что этот разнобой является результатом слабого взаимодействия между медицинскими организациями, подразделениями ГИБДД, СУ МВД и СК.


Рис. 12. В перерыве конференции К.Б. Герцев и В.А. Клевно

Участники конференции, признавая существование этой проблемы и ясно понимая последствия ее дальнейшего игнорирования, высказали намерение активно и последовательно развивать межведомственное сотрудничество и находить конструктивные решения, направленные на снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий в Московской области.


Все участники конференции получили свидетельства о прохождении обучения в рамках реализации новой модели непрерывного медицинского образования с получением 6 зачетных единиц (кредитов).

Ольга Ёлкина,
пресс-служба Бюро СМЭ МО

Аккредитация

Ремонт