Решаем вместе
Не смогли записаться к врачу?

Мы в соцсетях

 

 



ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА ДОДИНА (к 100-летию со дня рождения)


21 марта 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения старейшего судебно-медицинского эксперта Московской области, бывшего начальника Бюро СМЭ Московской области Додиной Людмилы Николаевны, а 19 апреля будет уже 10 лет, как ее нет с нами.
С именем Л.Н. Додиной неразрывно связана история Московского областного Бюро судебно-медицинской экспертизы, которым она руководила 28 лет своей жизни, сохраняя силу духа, молодость души и мысли до самого конца.
Людмила Николаевна Додина, в девичестве Анахова, родилась в Москве в 1921 году в семье инженера путей сообщения и учительницы. Поступила в 1-й Московский медицинский институт в 1938 году. О начале Великой Отечественной войны она узнала, придя на экзамен по терапии 22 июня 1941 года. И уже 16 октября, когда после прорыва немецкими войсками фронта на Можайском направлении в Москве началась настоящая паника, студентам-медикам выдали стипендию за два месяца вперед и справки о том, что они могут работать «зауряд-врачами».
Людмила Додина устроилась в поликлинику участковым врачом, занятия в институте возобновились, но она решила не бросать работу в поликлинике. В конце третьего курса, после цикла по патанатомии, почувствовала, что хочет стать судебным медиком, по ее тогдашним ощущениям, это «почти та же патанатомия, но гораздо романтичнее» …
Потом была работа хирургом в госпитале (1943 г.), аспирантура на кафедре судебной медицины у профессора В.Ф. Червакова, защита кандидатской диссертации об огнестрельных ранениях черепа (1945).
К моменту окончания аспирантуры ни в Московском городском бюро, ни в областном бюро свободных должностей судмедэксперта не было. Вакансия патологоанатома обнаружилась в прозектуре Московского института акушерства и гинекологии. Ею руководила профессор Анна Николаевна Морозова, которая одновременно являлась и начальником Московского областного бюро. Через три с половиной года прозектура была закрыта, и Анна Николаевна перевела Людмилу Николаевну в областное бюро СМЭ, где с 10 января 1950 года та и стала работать судмедэкспертом. А уже 27 ноября того же года Морозова неожиданно предложила Додиной написать заявление на должность начальника бюро. Людмиле Николаевне тогда было 29 лет, она почти не сомневалась, что это назначение временное. Однако время шло, но никто ее сменять не собирался.
Благодаря легкому и веселому нраву, необыкновенной контактности и любознательности, непосредственности и умению конструктивно и просто решать любые конфликтные ситуации, Людмила Николаевна воспринимала свои «трудовые будни» как эпизоды интересной жизни, насыщенной неординарными событиями. Она остро чувствовала запущенный механизм обновления научной и гуманитарной мысли, понимала, что это оказывает огромное влияние на прогрессивные течения и в судебно-медицинской отрасли.
В 60–70 годы на конференциях в бюро шли горячие споры по разным аспектам судебно-медицинской экспертизы. Особенно много внимания уделялось механизмам возникновения костной травмы, автотравмы, правилам составления выводов, организационно-методической работе. В наше время они воспринимаются уже как рутинные, а тогда вопросов было больше, чем ответов. Именно тогда в бюро был создан методический совет, который начал заниматься проверкой актов экспертов и докладами результатов проверки на конференциях.
Это было и ново, и очень полезно — районные эксперты с удовольствием приезжали на конференции, предвкушая радость открытой профессиональной дискуссии. Конференции бюро стали настоящей школой судебной медицины, где царили творческий дух, доброжелательность, атмосфера коллегиальности и уважения к другому мнению.
Додина умела окружить себя образованными, умными и щедро одаренными людьми, с которыми советовалась по важным профессиональным вопросам. Среди таких советников были Татьяна Гавриловна Кузнецова, Василий Александрович Левков, Дмитрий Евгеньевич Джемс-Леви, Василий Семенович Замиралов.
Людмилу Николаевну отличали демократизм, доступность и благожелательность. Она лично знала всех сотрудников бюро — и врачей, и лаборантов, и санитаров каждого подразделения. Неподдельный интерес к людям и теплое участие в их судьбе заставлял сердца раскрываться ей навстречу. Атмосфера в бюро была по-семейному теплой.
Всегда держать руку на пульсе, ничего не упустить, все проконтролировать, за все отчитаться – напряженный график и возрастающая нагрузка к 1978 году пошатнули силы Людмилы Николаевны. Тогда она с удивлением «вдруг» обнаружила, что прослужила в бюро уже 28 лет! Но в том же году стало понятно, что должность начальника бюро пора оставить. Однако, оставив руководящую должность, Людмила Николаевна не оставила бюро — полтора года проработала зональным, затем больше шести лет занималась трудовой экспертизой.
В конце мая 1986 года Л.Н. Додина ушла на заслуженный отдых, но это не помешало ей жить интересами бюро и дальше. Людмила Николаевна приезжала на общие конференции и принимала в них самое активное участие до ноября 2008 года. Тогда, в ноябре, она с сожалением призналась, что участвовать в конференциях ей уже тяжеловато… Додиной шел 88-й год. Но в том же году она, разумеется, не могла отказаться принять участие в празднике «Династия», посвященном судебно-медицинским династиям и семьям.
В свой 90-летний юбилей, 21 марта 2011 года, Додина нашла в себе силы принять гостей из бюро, а 19 апреля Людмилы Николаевны не стало.
Подводя итог, с уверенностью можно заключить, что Московское областное бюро обрело свое лицо именно под началом Людмилы Николаевны Додиной, а ее любимые детища – секционные и научно-практические конференции, методсовет, «комиссия» (ныне отдел сложных экспертиз) – продолжают свое развитие и по сей день.

Благодарим за помощь в подготовке этого материала
дочь Л.Н. Додиной Нину Александровну Зыкову,
Заслуженного врача Российской Федерации,
врача – судебно-медицинского эксперта
отдела сложных экспертиз
ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» (до 2017 г.).