В прошедшую «учебную» среду, 21.09., лекцию для врачей – судебно-медицинских экспертов Московского областного Бюро прочитал Евгений Христофорович Баринов – доктор медицинских наук, профессор, заведующий учебной частью кафедры судебной медицины и медицинского права МГМСУ, врач – судебно-медицинский эксперт организационно-методического отдела.
В своем выступлении Евгений Христофорович рассуждал о путях предотвращении профессиональных ошибок как необходимом условии успешной работы врача.
Начал профессор свою лекцию с исторического экскурса: он рассказал о трех выдающихся судебных медиках 18 и 19 столетий — Громове С.А. (1774–1856), Нелюбине А.П. (1785–1858), Буяльском И.В. (1789–1866). В те времена авторитет врача был настолько незыблем, что никто даже не мог помыслить оспорить тот или иной диагноз. Только консилиумы могли определять верность или неверность тактики и объема лечения пациента.
Первым же в отечественной медицине поднял вопрос о врачебных ошибках выдающийся русский хирург, педагог и ученый-анатом Николай Иванович Пирогов: «…“мы должны ошибаться”, практические ошибки, в том числе и грубейшие, надо рассматривать не как нечто постыдное и наказуемое, а как нечто неизбежное. Надо поспешить признать свои ошибки перед сотоварищами и прежде всего постичь механизмы ошибок. Признаю, что это лабиринт, выходы из которого закрыты предрассудками, тщеславием, невежеством, но святая любовь к науке и, следовательно, к истине, найдет руководящую нить».
В ходе лекции профессор приводил примеры и других выдающихся врачей, которые неизбежно в своей практике допускали ошибки, однако считали своим долгом признать дефекты и обобщить их, чтобы в будущем на их основе учить других. Подробному анализу и сравнению профессор подверг проступки врачей прошлого и их современное видение, подробно остановившись на понятии «ятрогения», а также правах врачей на осуществление защиты своей чести, достоинства и деловой репутации.
Закончил свое выступление Е.Х. Баринов такими словами: «Никто не может и не должен унижать человека за совершенную ошибку. Необходимо учить, не унижая достоинство человека».