В ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» существует уже не один год прекрасная традиция группового туристического отдыха — совместные сплавы на байдарках по красивейшим рекам средней полосы России. И это прекрасно! Ведь в силу специфики профессии, жизнь судмедэкспертов ежедневно подвергается стрессам, а отдых на природе помогает сотрудникам отвлечься от напряженной работы, пообщаться друг с другом в нейтральной обстановке и зарядиться положительными эмоциями. Участвовать или нет – добровольный выбор каждого, но профсоюзный комитет и администрация бюро содействует поддержанию этой традиции.
Плыть предстояло по живописнейшей речке Судогда, которая протекает среди сосновых лесов, которыми так богата Владимирская область. В прошлом году наши члены профсоюзной организации сплавлялись по реке Рессета, что в Калужской области и которая впадает в реку Жиздру. Судогда, кроме того, ещё и одна из самых чистых рек края. На её берегах нет промышленных предприятий. В реке водится рыба, по берегам селятся бобры, много водоплавающих птиц. Расстояние около 25 км поначалу казалось детской дистанцией.
Неглубокая и извилистая Судогда неспешно течет среди холмистых берегов, поросших стройными соснами вперемешку с березовыми и дубовыми рощами. Леса богаты грибами и ягодами, по берегам часто встречаются песчаные пляжи, идеальные для купания. По берегам растут незабудки, у самой воды пестрят желтые и синие ирисы, а в тихих заводях белеют лилии.
Пятничным вечером автобус вез группу все дальше от города. Впереди ждал отдых от работы, пробок, интернета и прочих радостей и тягостей современной жизни. Погода на удивление наладилась: было тепло даже несмотря на позднее время.
Знакомство с рекой начинается на живописной стоянке. К приезду участников сплава лагерь был уже установлен. После ужина, как полагается, были посиделки у костра, знакомство с коллегами из других отделений, «изгиб гитары желтой» и разговоры по душам за чашечкой… чая. Разошлись по палаткам далеко за полночь.
Инструктора рассказали, как управлять байдаркой, что можно делать на сплаве, а от чего лучше воздержаться. В управлении байдаркой нет ничего сложного. Новичку нужно только запомнить, как правильно держать весло, и не перепутать право и лево. Самое важное при гребле – выпрямлять руки, иначе они «отвалятся» уже через 15 минут. Обычно в первые минуты сплава байдарки мотает от берега к берегу. Затем зигзаги становятся все меньше, лодки выравниваются, и туристы уже плывут спокойно и ровно, наслаждаясь красотами природы.
Тот, кто бывал на сплавах, знает, как умиротворяюще действует этот процесс на нервную систему. Под тихий плеск волн ты скользишь по реке, изучая проплывающие мимо берега – отвесные яры с причудливыми корнями цепляющихся за них деревьев, птичьи города ласточек-береговушек, пляжи с чистейшим мелким песком, плавные изгибы реки. С разбросанных тут и там островков с шумом поднимаются потревоженные дикие утки и тут же шлепаются обратно в воду.
Мимо проносятся лесные чащи с доносящимся из них пением неизвестных птиц, благоухающие разнотравьем поляны и туристические стоянки, где загорают на солнышке такие же сплавщики. А над всем этим великолепием простирается бесконечно высокое и нестерпимо голубое небо, в котором парят, широко расправив огромные крылья, пернатые хищники – орлы и коршуны.
И каждому казалось, что этот мир создан исключительно для него — так легко и спокойно было на душе от этой первозданной красоты, так далеко отодвинулась вся цивилизация с её суетой, заботами и тревогами. Здесь хотелось неторопливо созерцать, прислушиваться к себе, ловить неуловимое…
Лодки то и дело шуршали днищем по обильной водной растительности и застревали на лежащих на дне стволах деревьев. Темно-коричневые коряги торчали из воды крокодильими головами, намереваясь «прокусить» обшивку. Но при ближайшем рассмотрении оказывалось, что в непроходимом, на первый взгляд, буреломе, почти всегда имеется просвет для байдарки.
Часто приходилось продираться по узким извилистым протокам, а на перекатах и вовсе вылезать из лодок и тащить их за собой. В некоторых местах было настолько мелко, что утки переходили реку пешком. Встречались, конечно, и глубокие места, но везде было очень тихое и спокойное течение – плыви да любуйся пейзажами!
Однако к обеду участники сплава немного подустали и энтузиазма поубавилось. Вынужденное сидячее положение гребцов в байдарках, начинало надоедать. Постепенно затекал копчик, с непривычки немного ныли руки. И, наконец, самое неприятное — на дне байдарок неизвестно откуда скопилось много воды. Она неизменно стекала под сиденье к тому гребцу, чей вес был тяжелее. Так что значение выражения «сесть в лужу» многие постигли буквально и во всей полноте.
Смеркалось. Одежда перестала сохнуть и неприятно прилипала к телу. Следуя друг за другом на полуавтомате, несколько байдарок прижались к берегу на «техническую стоянку». Требовалось вычерпать воду и подкачать лодки.
Несмотря на возникшие трудности, экипажи вновь заняли свои места и героически двинулись вперед. Буквально за следующим поворотом на берегу сначала показалась знакомая машина, потом замаячили яркий тент и дым от костра. На пляже были пришвартованы несколько байдарок. Подогнав свои лодки к берегу участники сплава едва не взвыли от нахлынувшего счастья.
Но на этом приключения не закончились. Слегка пошатываясь от бесконечной гребли, на затекших от статичного положения ногах, мокрые и голодные, сплавщики должны были установить палатки. Несмотря на усталость, каждый старался не только поскорее собрать свою «крышу над головой», но и помочь коллегам. Буквально через десять минут на просторной поляне под соснами вырос палаточный лагерь, а через полчаса все с удовольствием накинулись, обжигаясь, на горячие макароны по-флотски. Казалось, вкуснее еды просто не существует. И сразу на душе стало хорошо, тепло и радостно. Кто-то включил музыку, которая вдали от цивилизации казалась какой-то чужой и инородной.
Утром, позавтракав походной кашей со сгущенкой и побаловавшись ароматным кофе из закоптелого чайника, экипажи спустили лодки на воду и дружно отчалили.
Несмотря на предостережения инструктора – не гонять и не соревноваться между собой, несколько байдарок рьяно устремились вперед. Мастерство в управлении байдаркой значительно возросло. Взмахи весел получались красивыми и синхронными, как у профессиональных гребцов.
А еще можно было разогнать байдарку посильнее, положить весла на борта, откинуться назад и расслабиться, пока лодка плывет по инерции. Такие минуты вызывали в душе неописуемое умиротворение, и все вокруг казалось каким-то правильным, гармоничным и совершенным. Жаль, что пребывать в романтической прострации обычно приходилось недолго: грызло чувство вины за то, что другие экипажи гребут в три весла и идут на обгон.
Днем участники сплава прибыли в конечную точку маршрута. Многие выразили желание плыть дальше, но упоминание о вкусном обеде придало всем ускорение. На берегу группу ждала уха. Все участники получили памятные дипломы, а новички прошли обряд посвящения в сплавщики.
За полтора дня сплава на байдарках группа прошла 25 км, хотя всем казалось, что прошли гораздо больше. Когда путешествуешь по воде, испытываешь совершенно иные ощущения, чем во время пешего похода. Каждый поворот таит в себе что-то совершенно новое и необычное. Ежеминутно перед глазами встают неповторимые пейзажи, достойные кисти художника. Торчащие из реки коряги, настолько обработанные проточной водой, что вполне могли бы составить конкуренцию шедеврам сюрреализма; отвесные берега, за которые чудом цепляются корнями высоченные деревья; изумрудно-зеленые кружева водорослей. Чем дальше влечет течение, тем пристальнее вглядываешься внутрь себя, находишь спокойствие и гармонию со всем миром.