Решаем вместе
Не смогли записаться к врачу?

Мы в соцсетях

 

 



Создание судебно-медицинской службы Московской области

Постановлением Народного Комиссара здравоохранения № 34 от 1 февраля 1919 года «О подотделах Медицинской экспертизы медико-санитарных отделов Советов Депутатов (положение)» было положено начало организации судебно-медицинской экспертизы в России. Постановление было подписано Народным Комиссаром здравоохранения Н.А. Семашко, Управляющим делами Народного Комиссариата Здравоохранения Н. Фрейбергом, заведующим подотделом медицинской экспертизы Наркомздрава Н. Лавягиным. В Постановлении в частности указано:

  • «…1. Подотделы Медицинской экспертизы Медико-санитарных отделов Советов Депутатов учреждаются в губерниях и городах для заведования делами по медицинской экспертизе.
  • 2. Губернские и Городские Подотделы Медицинской экспертизы входят в состав местных медико-санитарных отделов на общих основаниях и руководствуются по специальным предметам ведения распоряжениями и указаниями Народного Комиссариата здравоохранения.
  • 3. В области медицинской экспертизы Подотделы ведают делами: а) медицинскими, б) медико-юридическими и в) медико-административными.
  • 4. К медицинским делам относятся: руководство деятельностью районных и уездных медицинских экспертов, дела по личному составу их, по производству специальных экспертиз в лабораториях, по устройству местных музеев по созыву местных совещаний и консультаций по предметам медицинской экспертизы.
  • 5. К медико-юридическим делам принадлежат: организация судебных экспертиз на научных основаниях, установления порядка освидетельствования на местах людей и мёртвых тел, а равно и исследование вещественных доказательств, заключения по запросам судебных властей, касающихся медико-юридической казуистики…»

В Постановлении № 35 от 1 февраля 1919 года «О кабинетах для освидетельствований при Отделах Медицинской Экспертизы» указано об учреждении, таких кабинетов, снабжении, общих принципах их работы, а в Постановлении 36 «О правах и обязанностях государственных медицинских экспертов».
Таким образом, полное название на момент образования судебно-медицинского учреждения «Подотдел медицинской экспертизы Московского Губернского медико-санитарного отдела Советов Депутатов».

Московская область была создана в 1929 году, когда СССР принял новое административно-территориальное деление вместо уездов, губерний и округов были созданы края, области и районы. Тогда территория Московской области была больше за счет части прилежащих областей, которая позже отошла в другие области.
В дальнейшем территория МО уменьшилась в 1957 году за счет передачи в Тульскую область Московского угольного бассейна и в 1960 году за счет передачи части районов г. Москве.

Бюро СМЭ (старое название МОСМЭ) с 1944 года располагалось в 19 корпусе МОНИКИ, старом деревянном здании, где в начале 1950-х годов был произведен капитальный ремонт освобожден подвал, сделано местное отопление взамен печей, оборудовано горячее водоснабжение, вентиляция и перестроены некоторые помещения (в настоящее время здесь располагается одно отделение лаборатории из пяти). Бюро СМЭ имело в своем составе все положенные отделы:

  • облморг и обламбулаторию, обслуживавшие несколько близлежащих городов и районов;
  • 35 районных и межрайонных судмедэкспертиз, которые в дальнейшем были разделены на два, три и четыре участка, руководимые заведующими танатологическим отделом;
  • лабораторию с 4-мя отделениями судебно-биологическим, судебно-химическим, гистологическим и бактериологическим;
  • комиссию по сложным и врачебным делам, или отдел сложных экспертиз ОСЭ по современному названию;
  • комиссию по определению процента утраты трудоспособности в настоящее время она входит в состав ОСЭ.

В 1950 году в штате медперсонала было 132,5 должностей, в т.ч. врачей 60,0, среднего медперсонала 16,5, младшего 56,0. На 44 должности районных экспертов приходилось 6 должностей медсестер-лаборантов вместо 44-х.
За время с 1950 по 1978 год штат увеличился в 2,2 раза, достигнув 298 должностей, в т.ч. врачей 110 (в 1, и 8 раз больше), среднего медперсонала 96 (в 5,8 раз больше), младшего 76 (в 1,36 раз больше). Поскольку Московская область лишена своего областного центра, и его население не учитывалось при расчете числа должностей, штатные нормативы совершенно не подходили для Бюро СМЭ, что создавало большие трудности при расчете числа штатных должностей и прироста штатов; в связи с этим штатное расписание, начиная с 1952 года, неоднократно утверждалось в МЗ СССР. Это обстоятельство сильно ограничивало необходимый ежегодный прирост штатов, и число должностей в Бюро СМЭ практически всегда было занижено.
На начало 1950 года начальником Бюро была А.Н. Морозова патанатом, совместитель, которая работала одновременно в трех учреждениях. Она бывала в Бюро два раза в неделю неполный рабочий день.


Всей экспертной работой в Бюро практически руководил эксперт-совместитель из городского Бюро Л.Я. Никифоров, считавшийся ее заместителем, человек не только очень высокой судебно-медицинской квалификации, но и необыкновенно высоких моральных качеств. Л.Я. Никифоров работал в Бюро с 1932 года до смерти в 1959 году. В течение многих лет он был постоянным членом и фактически председателем комиссии по сложным делам и методсовета, как были их членами эксперты С.К. Богуцкая и Н.А. Величко, которые, все трое, будучи наиболее квалифицированными экспертами, консультировали всех районных и иных экспертов и помогали им в работе. Л.Я. Никифоров в 1950-е годы работал в Бюро с 12 до! 9 часов. До 1950 года и в 1950-ые годы большинство районных врачей были люди старшего поколения (в центре с 1946 года работала единственный молодой эксперт Э.И. Шварцбурд).
Из них 14 были участниками Великой Отечественной войн, а именно С.К. Богуцкая, Л.Л. Васильев, Б.М. Гольдфарб, К.Э. Графинская, В.И. Гусаров, М.Ф. Кожевников, П.И. Козловский, И.И. Македонский, В.И. Малинов, В.П. Никольский, А.Н. Орлова, А.И. Полянский, Н.Л. Розов и В.А. Спасский; большинство из них работали в Бюро 20 и более лет (например, Л.Л. Васильев с 1918 г, В.П. Никольский с 1919 г. (смотри список).
Остальные 17 участников ВОВ пришли на работу после войны (смотри список); из них достоверно живы только четверо Ю.В. Балдин, Г.Е. Болатаев, И.Г. Блюмин и Т.Г. Кузнецова.

В 1950 году в Бюро почти одновременно пришли работать 5-ть молодых врачей Л.Н. Додина, Е.М. Свечкова, Т.Г. Кузнецова, Н.Д. Гольдберг, Э.К. Финешина, в 1952 г. Л.И. Богатырева и К.А. Михалёв, прошедшие субординатуру на 6-ом курсе медицинского института; К.А. Михалев был зачислен экспертом Егорьевского района, остальные врачи начали свою работу в центре, в областном морге.
Приход молодых врачей был воспринят весьма положительно. Они попали в надежные руки экспертов Л.Я. Никифорова, Н.А. Величко, С.К. Богуцкий, которые на долгие годы стали их учителями и наставниками, а молодые врачи с удовольствием включились во всю работу экспертную в облморге и амбулатории и общую, в том числе и методическую стали выезжать в районы с обследованиями, проверять акты экспертов с составлением соответствующих документов, участвовали в работе методсовета, в конференциях и даже в месткоме. Все они в разное время были секретарями Комиссии по сложным делам и участвовали в ее работе, что, конечно, способствовало повышению их квалификации.

В дальнейшем штат врачей пополнялся за счет экспертов, приезжающих из других регионов СССР, поскольку условия жизни в Московской области, вблизи города Москвы, были лучше, а также за счет выпускников Медицинских институтов, как прошедших субординатуру на 6-ом курсе, которая была введена в 1950-ые годы, так и после ее отмены.


Известный специалист по судебной гинекологии профессор М.Г. Сердюков в течении 1950-х годов помог нам организовать судебно-гинекологичекую службу в Московской области, сначала он проводил экспертизы сам с одновременной специализацией наших экспертов (Т.Г. Кузнецовой, Н.Д. Гольдберг, Э.К. Финешиной, Л.И. Богатыревой и др.), которые в дальнейшем работали самостоятельно и сами проводили специализацию других экспертов.


Поскольку состояние судебно-медицинской службы Московской области было подробно освещено в статье Л.Н. Додиной в сборнике «Актуальные вопросы судебной экспертизы», посвященном 70-летию образования Московской области 1999 год, имеет смысл остановиться лишь на некоторых аспектах работы Бюро судебно-медицинской экспертизы Мособлздравотдела.
Главной отличительной особенностью работы Бюро СМЭ является активная методическая работа, проводимая на протяжении всей его деятельности, основной задачей которой является повышение квалификации судебно-медицинских экспертов Бюро и улучшение качества экспертиз.

Хотя Бюро всегда направляло экспертов на курсы специализации и усовершенствования институтов усовершенствования врачей в городах Москва, Ленинград, Киев, Ереван и др. институтов (прошли эти курсовые мероприятия 210 экспертов), по нашему мнению и мнению самих экспертов, — не меньшее, а иногда и большее значение для повышения квалификации имела та методическая работа, которая искони проводилась в Бюро.
В Бюро постоянно, как до, так и после 1950 года работал методсовет (положение о его деятельности было издано после 1978 года), осуществлялись обследования районных судмедэкспертиз, проводились секционные и научно-практические конференции.



Основной задачей методсовета (8−10 заседаний в год) является проверка заключений районных экспертов с составлением письменных результатов и обсуждением их на методсовете. Некоторые методсоветы были тематическими, т.е. проверялись заключения всех экспертов по одному виду смерти; в частности, проверялись заключения в случаях автотравмы (3 раза), в случаях скоропостижной смерти, смерти от отравления алкоголем, от базальных субарахноидальных кровоизлияний, смерти новорожденных, детей в возрасте до 1 года, смерти от колото-резаных повреждений и т.п.
По материалам тематических проверок были изданы информационные письма, составлены схемы-памятки о принципах проведения экспертиз в случаях скоропостижной смерти, автотравмы, повешений, составленные как для районных судмедэкспертов, так и для удобства самих проверяющих экспертов. С 1958 года все заседания методсовета стали расширенными, т.е. на них приглашались все районные эксперты.
При обследованиях, оформляемых путем составления акта обследования, проверялись состояние рабочих мест и организация работы, рассматривались заключения экспертов сточки зрения их полного наличия, сроков окончания и причин задержки его, а также по возможности и качества, т.е. и при обследовании проверялись заключения экспертов (в год проводилось от 10 до 12, а иногда и больше обследований). С 1957 года тотальной проверке подверглись все заключения в случаях убийств и смерти в больницах от тяжких телесных повреждений, с обязательным обсуждением всех результатов проверки на секционных конференциях. Эти конференции, проводимые вначале еженедельно, затем 2 раза в месяц (по требованию финорганов, с целью экономии командировочных расходов) были особенно интересными и результативными, в смысле учебы и проходили с активным участием всех экспертов. Они способствовали также сплочению коллектива, эксперты близко узнавали друг друга и могли учиться у друг друга и на своих и чужих ошибках.

Также проводились и научно-практические конференции (8−10 раз в год), на которых заслушивались научные и ознакомительные доклады по различным вопросам судебной медицины, доклады врачей-клиницистов, патанатомов. Наибольшее количество докладов было посвящено автотравме. Также большое внимание уделялось изучению костной травмы, правилам составления выводов с обязательным принципом приведения обоснования этих выводов.
Внимание к экспертизам в случаях убийств и автотравмы привело к взаимному их обогащению, расширило наше представление о механической травме.

Главную роль в методической работе и повышении квалификации судмедэкспертов имели заведующие танатологическим отделом, так называемые зональные эксперты, в том числе эксперты Н.А. Величко (она была первой), Д.Е. Джемс-Леви, Т.Г. Кузнецова, В.А. Левков, В.Е. Строчко, С.В. Карлова, которые были одновременно членами методсовета и комиссии по сложным делам, наиболее активными участниками конференций, а также постоянными советниками начальника Бюро.
Вся эта методическая работа привела к повышению качества экспертиз, их унификации и повышению квалификации экспертов.
Наиболее квалифицированными экспертами были и стали заместители начальника Л.Я. Никифоров и В.С. Замиралов, а также эксперт С.К. Богуцкая, заведующие танатологическим отделом Н.А. Величко, Д.Е. Джеймс-Леви, В.А. Левков, Т.Г. Кузнецова, С.В. Карлова, члены методсовета и районные эксперты: В.В. Волков, Р.П. Трушина, С.И. Урман, заведующий областным моргом М.С. Ривенсон, секретарь Комиссии по сложным делам С.С. Горский, районные судебно-медицинские эксперты Н.С. Бессонов, И.Г. Блюмин, С.А. Грищенков, М.Г. Новожилов, Л.М. Тов, Д.И. Райгородский, С.И. Раттасеп, В.П. Никольский и многие другие.

В заключение следует отметить работу Комиссии по повторным, сложным и врачебным делам. Ее основные принципы: обязательное повторное освидетельствование потерпевших, личное повторное исследование всех проходящих по делу объектов (заключений экспертов, медицинских документов, гистологических препаратов, извлеченных костей и тканей, одежды, обуви, орудий травмы, в том числе автомобилей и т.п.), широкое привлечение в состав комиссии специалистов разных профилей. Все объекты Комиссия рассматривает в полном составе всех ее членов, добиваясь согласованного заключения и разрешения всех споров.
Разбор врачебных дел производится с участием следователя, с обязательным приглашением на Комиссию «обвиняемого» врача, а также руководителей медучреждений.

Выводы Комиссии должны быть исчерпывающими и обоснованными самим текстом выводов. Эти принципы были выработаны на основании большого опыта работы Комиссии и оформлены в виде доклада на одной из Всесоюзных конференций.
Подводя итоги о деятельности Бюро за 28 лет, следует считать в ней самым примечательным и интересным весь комплекс методической работы и работу Комиссии по сложным и врачебным делам.

Аккредитация

Ремонт