Алкоголь отступает перед наркотиками. Подмосковные специалисты огласили тревожные цифры. (Медицинская газета № 35 (7460), 16.05.2014 г.)
Профессор Владимир Клевно (слева) и заведующий молекулярно-генетической лабораторией Виталий Рындин знакомят министра здравоохранения Московской области Нину Суслонову с новыми возможностями в идентификации личности.
Конференция «Итоги судебно-экспертной деятельности Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области» прошла в актовом зале Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского. Она впервые проходила в новом формате – в работе приняли участие 207 человек из 95 структурных подразделений бюро, расположенных в Москве и Московской области. Вместе с судебными медиками итоги деятельности службы за 2013 г. обсуждали представители различных структур Московской области– Министерства здравоохранения, Прокуратуры, Главного следственного управления Следственного комитета РФ, Главного управления МВД России, Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Управления МЧС России, муниципалитетов региона. Одна из важнейших тем – резкое превышение уровня смертности от наркотиков над летальностью от алкоголя.
Перед началом конференции министр здравоохранения Московской области Нина Суслонова ознакомилась с работой центральных лабораторных структурных подразделений Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы»
Министр дала высокую оценку оснащённости подразделений новейшей аппаратурой, работе специалистов, применяющих высокотехнологичные методы исследований в экспертной деятельности и их профессиональной квалификации, о чём и сказала в приветственном слове.
С основным докладом выступил начальник Бюро СМЭ, главный специалист по судебно-медицинской экспертизе Минздрава Московской области, профессор Владимир Клевно. Он выделил кадровые проблемы: укомплектованность бюро медицинскими специалистами остаётся низкой, как и в среднем по отрасли, – чуть более 30%. Требуют внимания вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации медицинских кадров. Низким остаётся процент выездов судебно-медицинских экспертов на места обнаружения трупов и осмотры места происшествия.
Как показало сопоставление клинического и судебно-медицинского диагнозов, отмечается высокий процент их расхождения. Специально подготовленный для этих целей бюллетень по результатам сопоставления клинического и судебно-медицинского диагнозов содержит анализ всех расхождений диагнозов и перечень 36 медицинских организаций, где они превышают 20%. Где-то эта цифра достигает 100%! Всего же в Московской области таких медуч-реждений 93. Кстати, эта тема получила отражение и в последующем выступлении министра здравоохранения Московской области Нины Суслоновой, которая обещала рассмотреть этот вопрос специально с руководителями указанных медицинских организаций.
– В последние годы мы отмечаем уменьшение количества экспертиз в отношении живых лиц, которых выполнено более 23,5 тыс., – говорил Владимир Александрович. – Мы ставили вопрос и перед прокурором Московской области, и на страницах специализированных изданий о том, что мировые судьи и дознаватели закрывают дела или же принимают не совсем правильные решения – без наличия заключения эксперта в материалах. Задача разобраться с подобной практикой вместе с судебным сообществом области стоит перед нами в этом году.
Докладчик отметил, что судебно-медицинская экспертная служба России получила все необходимые нормативные правовые документы, регулирующие порядок определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека. Это позволило врачам – судебно-медицинским экспертам значительно сократить сроки производства экспертиз, а кроме того, не произошло перераспределение вреда здоровью в сторону тяжкого. Кстати Владимир Александрович был одним из разработчиков медицинских критериев вреда здоровью, которые были утверждены Минздравом ещё в 2008 г.
– Благодаря усилиям Министерства здравоохранения Московской области и включению правительством Московской области нашей службы в программу по борьбе с преступностью, – продолжал оратор, – мы организовали 17 филиалов нашего судебно-химического отдела с хорошей приборной базой в каждом районе региона.
Особое внимание в докладе было уделено вопросам наркотизации населения Московской области. Профессор отметил превалирование наркотиков как причины смерти в сравнении с алкоголем. На протяжении последних лет количество отравлений алкоголем упало в 10 раз, при этом растут цифры отравлений наркотическими веществами. В 2012 г. произошло пересечение кривых этого графика, и в 2013 г. зафиксировано почти 2 тыс. отравлений наркотическими веществами и 1179 – алкоголем. Это связано не только с улучшением диагностики отравлений наркотиками благодаря новой приборной базе судебно-химической службы Бюро СМЭ Московской области, но и с социальными проблемами в регионе. На экспертно-криминалистическом совете при Управлении ФСКН России по Московской области эта проблема обсуждалась и было решено, что будет создана межведомственная рабочая группа для исследования причин этого явления. Кстати, когда данные были представлены губернатору области Андрею Воробьёву, он немедленно взял эту проблему под особый контроль.
О наркоситуации в Московской области и тенденциях её снижения было подчёркнуто и в выступлении начальника отдела межведомственного взаимодействия в целях профилактики Управления ФСКН России по Московской области подполковника полиции Игоря Охрименко. Он говорил о задачах межведомственной рабочей группы, которая должна противодействовать распространению на территории области новых веществ, обладающих психоактивным воздействием на организм человека, и выработать алгоритм действий по отнесению указанных веществ к категории аналогов наркотических средств
В цифрах и подробностях
Заместитель начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе Вячеслав Зазулин проанализировал работу межрайонных, районных и городских судебно-медицинских отделений бюро. Была показана разносторонняя деятельность службы и представлен большой статистический материал, характеризующий ситуацию в области. Так, из числа общественно-социальных групп пик случаев смерти в 2013 г. отмечался среди пенсионеров (71,6%), в меньшем числе – среди безработного населения (10,6%) и рабочих (10%), а также прочих категорий (4,2%). Остальные группы населения (дошкольники, учащиеся, служащие, без определённого места жительства) представляли лишь только 3,6% случаев. За анализируемый период число скоропостижно умерших мужчин и женщин составило 53,5 и 46,5% соответственно. Наибольший процент случаев смерти отмечался в возрастной группе более 60 лет (67,9%), меньший – в 41−60 лет (25,4%) и 19−40 лет (6,1%). Причём в возрасте более 60 лет женщин по сравнению с мужчинами умирало больше: 82,6% против 55,2%.
Об итогах научно-методического обеспечения лабораторной службы бюро и перспективах её развития рассказала заместитель начальника Бюро СМЭ по экспертной работе кандидат медицинских наук Наталья Романько. Среди проблем она говорила об отсутствии в настоящее время государственной регистрации новых технологий, методик, стандартов и т.п., из-за чего сотрудники Бюро СМЭ вынуждены изыскивать другие формы регистрации своих методик в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти либо утверждать новые методики на заседаниях методического совета. Так, например, в настоящее время валидация и регистрация в Рос-стандарте одной методики для судебно-химического и химико-токсикологического исследования, применяемой в Московском областном бюро, стоит немалых денег. И учреждение вынуждено идти на это.
– Следует отметить, что стандартизации должны подвергаться только методы, требующие точного исполнения всех пошаговых функций, в которых отклонения в технологии производства даже одного из этапов исследования могут привести к неправильному результату либо к неверной интерпретации полученного результата, – сказала Наталья Александровна. – Анализ же результатов лабораторных исследований не может быть стандартизирован, так как каждое судебно-медицинское заключение, часть которого базируется на заключении эксперта лабораторной службы, носит индивидуальный, а порой и уникальный характер. А для дальнейшего успешного развития лабораторной службы бюро необходим ряд мер: адаптация нормативной и методической базы к новым методам исследования и к новым видам экспертиз с применением высокотехнологичного оборудования; разработка новых критериев, позволяющих регулировать производственную нагрузку и контролировать качество исследований, а также организация учебных баз для соответствующей подготовки специалистов.
Трудности диагностики
О результатах сопоставления клинического и судебно-медицинского диагнозов в 2013 г. на конференции был сделан отдельный доклад заместителем начальника Бюро СМЭ по организационно-методической работе кандидатом медицинских наук Сергеем Кучуком. За последние 10 лет произошло увеличение общего числа судебно-медицинских исследований трупов на 9,1%. В то же время отмечается устойчивая тенденция уменьшения количества трупов, поступивших из стационаров, с 3971 в 2004 г. до 2490 в 2013 г., что в процентном выражении составляет 10,6 и 6% соответственно. Однако процент расхождений клинического и судебно-медицинского диагнозов по-прежнему остаётся высоким и в 2013 г. составил 20,6, то есть в каждом пятом случае.
За последние 5 лет соотношение поступивших из стационаров умерших на судебно-медицинское исследование по категориям смерти (насиль-ственная/ненасильственная) остаётся примерно одинаковым: на одного умершего от заболевания приходится 3−4 умерших от действия внешних причин. Рассматривая структуру расхождений клинического и судебно-медицинского диагнозов по категориям смерти (насильствен-ная/ненасильственная) следует отметить колоссальную разницу в качестве диагностики. Из представленных данных следует, что за последние 10 лет процент расхождений диагнозов в случаях смерти от заболеваний примерно в 5 раз превосходит процент расхождений в случаях насильственной смерти.
Среди причин смерти от внешних воздействий в 2013 г. первое место по количеству расхождений клинического и судебно-медицинского диагнозов занимают отравления – 15,7%, второе место травмы груди и живота – 12,9%, при черепно-мозговой травме – 9,7%.
В структуре расхождений диагнозов по группам заболеваний в 2013 г. самый высокий процент нераспознанной патологии составляют заболевания органов дыхания – 56,5, из них пневмонии не распознаны в 59,1% случаев. Такой же высокий процент (56,4%) наблюдается при смерти от заболеваний органов кровообращения. В 63,5% случаев клинический диагноз не был установлен при цереброваскулярной патологии (инфаркты головного мозга и кровоизлияния в головной мозг), в 59,6% – при кардиоми-опатиях, в 54,2% – при смерти от инфаркта миокарда и в 48,6% – при атеросклеротическом кардиосклерозе. Заболевания органов пищеварения так же оказались трудны для диагностики. Так, в 2013 г. врачи стационаров Московской области не распознали эту патологию в 51,9%, из них панкреатит – в 72,7%. ВИЧ-инфекция так же не установлена в 51,9%, злокачественные новообразования и туберкулёз – в 47,6 и 40% соответственно.
И последующие доклады, например заведующей отделом сложных экспертиз Бюро СМЭ Олеси Весёлкиной об анализе комиссионных судебно-медицинских экспертиз, показали огромную значимость для здравоохранения, общества и государства работы наших коллег – судебных медиков.
Альберт ХИСАМОВ обозреватель «МГ».
Фото Юрия ЛУНЬКОВА.
Вложения: NOMER35.PDF | [Алкоголь отступает перед наркотиками. Подмосковные специалисты огласили тревожные цифры. (Медицинская газета № 35 (7460), 16.05.2014 г.) Стр.1,16] | 324 Kb |